История Айкидо

Морихей Уэсиба – основатель Айкидо (1883-1969)

О-СенсейВ переводе с Японского Айкидо означает «Путь гармонизации жизненной энергии». Этот вид боевых искусств можно истолковать как искусство проведения болевых захватов и замков рук с последующим броском и удержанием при активном использовании биоэнергетических возможностей организма. Как и большинство видов современных Будо, Айкидо явилось порождением 20-го века, но корни его уходят в глубокую древность, в недра традиции Кэмпо, а сложная философская база проистекает из соединения разнородных влияний эзотерических направлений буддизма и синтоизма.

Создателем Айкидо является Морихей Уэсиба (1883-1969 гг.), отпрыск старинного самурайского рода префектуры Вакаяма. Отец Морихея, Юроку Уэсиба, близкий родственник Дайме, из провинции Кии, был профессиональным наставником воинских искусств, но после формального упразднения сословной иерархии лишился места при дворе князя и занялся частной практикой. Биография Уэсибы на начальном этапе совпадает со многими аналогичными жизнеописаниями великих мастеров воинских искусств. Низкорослый, слабый и болезненный ребенок. Он с детства был одержим единственным желанием добиться физической полноценности.

В тринадцать лет Уэсиба начал всерьез заниматься Дзю-дзюцу под руководством мастера Тодзава Токусабуро, наставника школы Киторю. По совету учителя,  он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Вскоре его тело, покрытое броней упругих мышц, приобрело крепость стали. При росте всего 155 сантиметров, он весил в юные годы 74 кг.

В 1903 году Морихей стал солдатом тридцать седьмого полка четвертого дивизиона в Осаке, где за свою ловкость в обращении со штыком и за честный и открытый нрав, получил прозвище «Король солдат». На следующий год разразилась русско-японская война. Морихей Уэсиба отправился на фронт в звании капрала, а вернулся в звании сержанта, что было наградой за отвагу на поле боя. Армейский уклад жизни не помешал молодому мастеру продолжать освоение боевых искусств. В это время он посещает зал Накаи Масакацу в Сакаи, где изучает технику Ягю-рю Дзю-дзюцу, фехтование на мечах (Кэндзюцу) и упражнения с копьем (Содзюцу). Владение мечом и копьем сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Уэсибы, обогатив созданный им комплекс приемов борьбы Айкидо.

В 1907 году, демобилизовавшись из армии, он вернулся в Танабэ, где познакомился с Киоси Такаги, у которого перенимает тонкости и нюансы Дзю-до. В 1910 году Морихей начинает интересоваться правительственным  планом освоения северного Японского острова Хоккайдо. Ему удается создать отряд переселенцев, вместе с которыми в марте 1912 года он прибывает на остров и обосновывается в местечке Ширатаки, что около деревни Ёбетсу.

Именно здесь в Хоккайдо, на постоялом дворе в Энгару,  Морихей знакомится с Такэда Сокаку, известным мастером Дайто-рю Айкидзюцу. За несколько лет обучения, Морихэю Уэсиба удалось освоить сложную технику Айкидзюцу и достигнуть вершин мастерства. В 1919 году в возрасте тридцати шести лет Уэсиба получил заветный диплом и вскоре навсегда покинул Хоккайдо.

Вернувшись в Центральную Японию, Уэсиба занялся заботой о заболевшем отце. В то же время в местечке Аябэ, что неподалеку от Киото, он познакомился с Дэгути Ванисабуро, основателем новой синтоистской секты Омотэ-ке («Учение Великой основы») и создателем техник медитации «Чинком кесин» («Умиротворение Духа и возвращение  к Божественному»). Переехав к духовному учителю, Морихэй Уэсиба принимает активное участие в жизни секты. С благословения Ванисабуро он превращает часть своего дома в Додзё (зал для занятий) и открывает свою школу, где учит азам воинских искусств последователей учения Омотэ-ке.

Слава о новой школе ширилась изо дня в день, и вскоре число учеников выросло в несколько раз. На занятия приходили не только последователи духовного учения, но и многие интересующиеся боевыми искусствами, включая моряков из соседней морской базы в Майзуру.

В это время Морихэй все больше и больше интересуется изучением Котодамэ, от чего его уроки боевых искусств начинают приобретать все более отчетливый духовный характер. Постепенно он освобождается от условностей Дзю-дзюцу и Айкидзюцу и разрабатывает свой собственный неповторимый стиль, который 1922 году получил условное название «Айки-будзюцу».

В 1924 году Морихэй вместе с Ванисабуро тайком покинули Аябэ и топравились в маньчжурию, а затем в Монголию с целью найти святую землю и создать там государство, основанное на религиозных принципах. Но экспедицию ждал крах, так как они оказались жертвами интриг  местных военачальников. Морихэй, Ванисабуро и четверо их сподвижников были арестованы и приговорены к смерти. К счастью перед самым исполнением приговора в дело вмешался представитель японского консульства. Пленники были освобождены и благополучно вернулись домой.

Весной 1925 года Морихэй знакомится с неким морским офицером, мастером Кэндо. Тот вызывает его на бой. Морихэй принял вызов и одержал победу, почти не прилагая усилий. Это произошло потому, что он вошел в состояние озарения, почувствовав в какую сторону противник собирается направить свои удары. После боя он совершил омовение. В этот момент его охватил несказанный и возникло чувство, что это не вода омывает его тело, а льющийся с небес поток золотого цвета. Его озарила мысль о единстве каждого отдельного существа и космоса. Именно это позволило Морихэю Уэсиба сформулировать философские принципы, на которых в последствии было построено Айкидо.

В 1927 году Морихэй Уэсиба с благословения Ванисабуро покидает Аябэ и переезжает в Токио. Там он дает несколько показательных выступлений перед широкой публикой и открывает свой временный зал. В 1930 году он знакомится с самим основателем Дзю-до, знаменитым Дзигаро Кано. Техника, предлагаемая Морихеем , производит на Кано черезвычайно большое впечатление. Старый мастер говорил: «… Это мой идеал Будо…». Вскоре он направляет двух своих учеников, Дзиро Такэдо и Минору Мотизуки учиться у Морихея.

В апреле 1931 года был открыт первый официальный Додзё, получивший название Кобукан. Среди многих учеников этого периода наиболее известными были: Сгеми в Ёнекава, Сенсаруро Азазава, Гозо Сиода и Тетсуми Хоси.

В 1932 году в Японии было основано «Общество содействия Воинским искусствам» и через год его президентом стал Морихэй Уэсиба.

В 1941 году Айки-Будо включают в состав Бутокукай – правительственную организацию, объединявшую все школы боевых искусств. Именно в это время в употребление входит термин Айкидо. Оставив Кобукан на попечение своего ученика Минору Хираи, Морихэй переезжает с женой в Ивама, и приступает к строительству нового Додзё.

В результате поражения Японии во торой мировой войне, оккупационные власти наложили запрет на широкое преподавание боевых искусств. После войны интерес к боевым искусствам несколько ослаб, что ставило под сомнения будущее школы Айкидо. Но Морихэй верил в будущее Будо и отдавал все силы, чтобы возродить в послевоенной Японии былую славу Айкидо.

В 1948 году запрет был снят и Уэсиба с ближайшими учениками вновь перебрался в Токио, где вскоре был основан Айкикай («Общество Айкидо») и Айкидо Хонбу («Центральный клуб Айкидо»). Более двадцати лет во главе Айкикай стоял сам профессор Морихей Уэсиба. Его непосредственным приемником стал сын Кисемару, посвятивший жизнь делу распространения Айкидо в Японии и за еепределами.

После ухода мастера из жизни 29 апреля 1969 года его ученики стали развивать несколько направлений Айкидо, причем различия состояли не только в философских принципах, но и в технических элементах. Рассмотрим подробнее некоторые стили Айкидо