Медитация

Наиболее важным в теории Айкидо является учение о Ки. Согласно нему все во Вселенной наполнено жизненной энергией Ки, являющейся «строительным материалом» и порождающей все многообразие вещей в Космосе.

Если звук или свет передаются на расстояние волнами, несущими определенный запас энергии, то некий вид энергии может генерироваться корой головного мозга. Далее ментальная биоэнергия может быть передана на расстояние телепатическим путем, либо направленным пучком волн послана в нежную точку тела, где возможна ее трансформация в силу.

В повседневной жизни большинство людей рассеивают Ки, отвлекаясь на множество бытовых проблем и дел. Занимающиеся Айкидо должны выработать умение мобилизации Ки при помощи концентрации. Необходимо научиться полностью освобождаться от одного объекта внимания при переходе к следующему. Японские мастера боевых искусств древности поясняли такое требование следующим наглядным образом: «…Дух человека должен быть подобен водной глади, незамутненному зеркалу, с которого упражнениями следует стереть мельчайшие частицы мирской пыли…». Развивая такое сравнение, мастера Айкидо уподобляют сознание зеркальной сфере или зеркальному шару, в котором отражается все происходящее вокруг. Отсюда вытекает кардинальный принцип «Движение на восемь сторон света» — Хаппо ундо, позволяющий мгновенно реагировать на опасность, откуда бы она ни угрожала.

Началу всех занятий Айкидо предшествует медитация сидя на коленях с закрытыми глазами. Впрочем, разрешается медитировать в позиции лотоса, либо стоя.

Начинать надо с концентрации на точке Тандэн (кит. Дантянь), расположенной примерно на 4 сантиметра ниже пупка, эту область также называют «Хара». Вселенная представляется в виде безграничной сферы, центром которой является сам медитирующий, конкретно, его Тандэн. Следует внушать себе, что вся Вселенная вмещается в Тандэн делением на два до минимальной вообразимой величины. На пределе такого деления человек полностью сливается с мирозданием, доказательством чему служит его фантастическая устойчивость к физическим воздействиям.

Вторым важным моментом после сосредоточения, является максимальное психическое расслабление, проявляющееся в полной релаксации с концентрацией на области Тандэн. Именно расслабление, незамутненность Духа-разума служит залогом победы в решительной схватке.

Третьим важным этапом при медитации является овладение специальным брюшным дыханием.  Приняв одну из вышеперечисленных позиций, выполните медленный, глубокий вдох носом. При этом постарайтесь втягивать воздух посредством сжатия голосовой щели, что сопровождается продолжительным звуком «у-у-у…». Вдох производится расслабленно, без напряжения.

Вдыхаемый воздух заполняет центральную часть вашего тела, не только грудную полость, но также и нижнюю часть живота, который синхронно с вдохом выпячивается, без гипертрофированного напряжения мышц.

 За фазой вдоха следует фаза задержки дыхания. Следите за тем, чтобы ваши плечи оставались опущенными вниз.

 Далее выполните выдох через рот. Звук выдоха подобен протяжному «а-а-а-х…». Живот без излишнего мышечного напряжения втягивается. Не должно быть никакого напряжения или попытки выдохнуть резко и с большим усилием, поскольку это может привести к сбоям в работе желудка.

После того, как вы освоили брюшное дыхание, необходимо приступить к практике сопутсвующей ментальной визуализации. Представьте себе, что во время вдоха, очень тонкая серебряная нить втягивается непрерывной струей через нос и течет вниз по позвоночнику, через копчик и промежность в Тандэн, где собирается в сферу. Затем следует задержка дыхания, после чего, на выдохе происходит обратный процесс (рис. 1-4).

Breath

Четвертый этап заключается в умении перемещать центр тяжести вниз. В обычном состоянии все предметы – как одушевленные, так и неодушевленные – подчиняются силе земного притяжения. Их вес устремлен вниз. Однако человек или животное, прыгающий вверх, устремляет свою Ки вверх. То же самое делает балерина или акробат в момент «поддержки», что существенно облегчает работу партнеру. Обычно на занятиях Айкидо отрабатывают «управление весом». У человека, не сконцентрированного на Тандэн, вес «рассредоточен» — поэтому его сравнительно легко оттолкнуть, сбить с ног, приподнять или сдвинуть с места. На тренировке новичка учат самовнушением «направлять» вес вниз, обвисать, чтобы партнеру было трудно оторвать его от пола. Затем следует устремить Ки вверх. Вес как бы перемещается вместе с центром тяжести, и партнер справляется со своей задачей без труда. Постепенно человек приобретает способность самовнушением придавать «тяжесть камня» и отдельным частям тела – рукам и ногам.

На пятом, ключевом этапе, учатся через концентрацию на Тандэн, расслабление и «перемещение» веса тела направлять свою биоэнергию в любую часть тела и вне его, замыкая «энергетическую дугу» со Вселенной.

«Рука-меч» — Текатана, именно так называется этот этап в постижении внутреннего искусства Айкидо, как принцип несгибаемой руки, находит свое проявление в любом приеме Айкидо.

Станьте прямо и вытяните перед собой руку, немного согнув ее так, чтобы она от плеча вперед до вытянутых пальцев образовала небольшой полукруг. Затем расслабьтесь, не напрягая мускулы, сконцентрируйтесь на точке, лежащей на линии, выходящей из этой вашей вытянутой руки и находящейся за пределами кончиков пальцев, возможно эта точка будет находиться на стене перед вами или с другой стороны этой стены. Представьте себе, что энергия Ки выходит из точки Тандэн и, двигаясь через вытянутую руку, выходит вовне и достигает выбранной точки.

Ваш партнер подходит и пытается согнуть руку. Если вам удалось ухватить идею «единения Ки», то не используя мускульной силы, вам удастся сохранить неизменность положения вашей конечности (рис. 5,6).

HandSword

Таким образом, обучение Айкидо начинается не с бросков и захватов, а со снятия многочисленных органических, мускульных и ментальных стопоров. Во многих школах первые несколько месяцев занятий посвящаются исключительно медитации и самопознанию. Лишь затем приступают к закреплению правильных стоек и дыхания. Именно дыхание, насыщающее кислородом и энергией Ки все «пять членов» тела: руки, ноги и голову, — способствует улучшению кровообращения и высвобождению скрытых ресурсов организма. Когда организм полностью раскрепощен и не подвержен внешним отвлекающим воздействиям, сами собой приходят сила и координация движений. На этой стадии начинается разучивание бросков, в каждом из которых залажен, по мысли Морихея Уэсибы, элемент вечного вихревого движения Вселенной.